Родитель, Ребёнок, Взрослый. Э.Берн.

Трансактный анализ
Наше триединое царство
Каждый из нас – это нечто целое,  в тоже время, разделенное на некие части.
Возникают вопросы:  что собой представляют эти части, насколько они отделены друг от друга, дифференцированы, как взаимодействуют друг с другом, как на них влиять?

Речь пойдёт о  модели жизни человека по Э. Берну, трансактном анализе.
Я уже писал раньше об этом.
А в этом посте я намерен более подробно остановиться на основных признаках каждой из этих 3-х ролей или эго — состояний.
Зная эти признаки, можно будет легко обнаруживать, кто доминирует в данный момент: родитель, ребёнок или взрослый.
Итак, родитель.
Родитель- это незыблемый авторитет, нацеленный на сохранение, устойчивость и продолжение рода.
По сути это консерватор и догматик. Но цель его благая: благополучие и самосохранение!
Родитель – это оплот и строгий цензор, наставник и главный свидетель.
Слова: надо, должно, необходимо, принято, хорошо – плохо, правильно – неправильно, верно – неверно.
Родитель постоянно поучает, контролирует, вмешивается, осуждает, поощряет, критикует, хвалит и т. д.
Родитель, Ребёнок, Взрослый
Мы видим и отрицательные, и положительные оценки и реакции. А что преобладает?
Грубо родителя можно разделить на два типа: 1.осуждаюший и критикующий, 2.поощряющий и поддерживающий.
 Этот момент самый важный. А какой родитель у вас?
Говоря о родителе, мы, конечно, имеем в виду внутреннего родителя, живущего внутри нашего я. Но предтечей, прототипом был наверняка наш реальный родитель или другой человек, который нас опекал и воспитывал, возможно, два человека. Это истоки, которые имеют много общего с нашим нынешним эго – состоянием «родитель».
Если выражаться языком Берна, «каждый носит в себе своих родителей».
 
Ребёнок. Ребёнок – это самое начало, это выживание слабого ещё росточка, рост и становление неокрепшего ещё жизненного создания, тяга к солнцу и боязнь ненастья.
Самая ранняя наша часть, искренняя и наивная, беззащитная и зависимая, самая импульсивная и безрассудная.            
Это эго-состояние оперирует словами (если уже умеет говорить): хочу, не буду, дай, моё, мне. И эти слова не только и не столько следствие эгоизма (хотя эгоизм есть, и он здоров и оправдан), сколько следствие неспособности самому удовлетворить свои потребности, отсутствие тех ресурсов, которые имеет взрослый. Если сравнивать с реально живущим ребёнком (не эго – состоянием), то это возраст примерно до пяти лет.
Обычно  эго — состояние «ребёнок» делят на три типа: 1. естественный, 2. адаптированный, 3. бунтующий.
Если грубо дать определения, то примерно так:  естественный – веди себя, как хочешь, адаптированный – ты то, что надо и должно, бунтующий – ты не то и не так.
Счастливы те, в ком живёт ребёнок первого типа. К сожалению таких людей очень мало.
Неплохо живёт и второй тип, но «надо» и «должно» их напрягает, а порой и мучает.
Третий тип неудовлетворённый и ущемлённый, порой это бывает и опасно. Лично мне представляется, что алкоголики и наркоманы, зачастую «бунтующие дети». Лично моё предположение.
 
И наконец, взрослый! Взрослый – это реалист и практик, прагматичный деятель, трезво, взвешенно, хладнокровно смотрящий на жизнь.
Можно сказать, что это наиболее реальная часть нашего сознания. Если родитель и ребёнок это архаичные пласты нашего сознания, то, что во многом досталось нам от прошлого в наследство, то взрослый является актуальным действующим лицом, живущим «здесь и сейчас».
Он не робот – автомат, а самая приближённая к действительности и адекватно её воспринимающая часть нас. Его эмоции не импульсивны и экспрессивны, а глубоки и устойчивы. Взрослый обладает ресурсами и возможностями и решает, как действовать, исходя из ситуации. Для него нет «хочу» ребёнка и нет «надо и положено» родителя, для него есть то, что есть на самом деле.
«Ведь как в действительности чувствует себя человек, который на уровне привычки становится НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩИМ Ребёнком, когда он учится пребывать во Взрослом? Он чувствует, как постепенно раскрываются его сильные стороны, потенциал и ресурсы — те ресурсы, которых, как он считал, находясь в Ребёнке, ему недостаёт. Постоянно учась пребывать во Взрослом, он попросту учится раскрывать и действовать в соответствии с собственными потенциалами, а не отчуждать их, впадая в архаические петли НЕХОРОШО СЕБЯ ЧУВСТВУЮЩЕГО, нересурсного и беспомощного Ребёнка.»
Вот и описаны все три типа эго – состояний по Берну. О сложном и непростом их взаимодействии я хочу поговорить в следующей статье.
А сейчас вспомнил, что меня подвигло на написание этой.
Ездил я как-то на днях  много на общественном транспорте. И оказалось, что общественный транспорт даёт огромные возможности для психологических наблюдений.
Вначале мне повстречались бабушка с внуком. Так приятно мне было смотреть на них. Внук что-то лопочет, а бабушка таким любящим взглядом на него смотрит. Лучезарным.
Ненароком и меня своим взором одарила. Поощряющий, одобряющий, поддерживающий родитель? Естественный ребёнок? Не знаю.
Далее, в другом автобусе, подросток лет 11-ти попросился у водителя проехать бесплатно пару остановок. Тот по —  доброму, по — отечески ему разрешил. Да и где подростку набраться денег на проезд? Пацан плюхнулся на сиденье и довольно улыбался.
Адаптированный ребёнок? Вероятно.
Субличности
И завершающая сцена как по сценарию в третьем автобусе. Мать и дочка лет пяти. Маленький такой ангелочек с косичками и тонкой шейкой. Я про дочку. Села, сгорбилась.
Как я потом понял: было от чего. Начала мать её отчитывать за авторучку, которую та нечаянно присвоила, не знаю уж где. Нельзя чужое присваивать, больше так не делай.
Верные, конечно, замечания. Только тон был слишком строгий.
Через минуту-две они пересели на освободившееся заднее сиденье. Девочка получила очередной упрёк в том, что чересчур резко и поспешно (то есть по-детски) села.
Вскоре было и третье замечание: громко говорить нельзя, нехорошо. Хотела дитя что-то искренне и с интересом рассказать. Заткнули ребёнку рот.
Не выдержал я и вмешался: «Да пусть она громко говорит, мне приятно её слушать!»
Тут уже мне пришлось наблюдать двух смутившихся детей, мама тоже потупила глаза.
Увидела в моём лице строгого, осуждающего родителя?
Грустно!
Я не выдумал эти автобусные истории, свидетелями которых был неделю назад.
Из меня плохой сочинитель и писатель. Я просто думаю и размышляю.
Надеюсь, что не зря.
Продолжение следует.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Запись опубликована в рубрике Берн, Взрослый, Здоровье, Психология, психотерапия, Ребёнок, Родитель с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: Родитель, Ребёнок, Взрослый. Э.Берн.

  1. Николай Типатов говорит:

    Этот комментарий был удален автором.

  2. Николай Типатов говорит:

    А Вы, Андрей, разведчик, наблюдательный :)))
    Хорошо поймали моменты

  3. OaZi говорит:

    Так интерес к психологии обязывает.)))

  4. Алёна Арбенина говорит:

    Замечательная статья, спасибо, действительно всё кратко и по сути! Редко встретишь такие ёмкие статьи, вот еще один мой любимый автор, вам понравится goal-life.com/page/kniga/erik-bern/ego-sostoyaniya-cheloveka-po-bernu

Добавить комментарий