Психастеник. Продолжение. Часть 17- я. Идеогештальт для психастеника. 1-я часть.

Погружение в себя

О идеогештальте я уже написал несколько статей и если вы их читали, то и имеете уже о нём некоторое общее представление.

Но общее представление только начало и до практики ещё далеко. Нужно конкретное наполнение. И на примере психастении я и хочу начать конкретизировать идеогештальт.

Противоречия в сознании

 

Приступать к идеогештальту невозможно, если вы в достаточной мере не освоили практику обострения ощущений тела.

И это довольно длительное и кропотливое упражнение.

Затем вербализация и эпизодическое молчание. А слышать себя и молчать гораздо удобнее именно во время обострения ощущений тела.

И наконец, визуализация как яркие зрительные образы, позволяющая увидеть то, что забыто.

Все три упражнения объединяются в одно, образуя единое целое!

И это практика гештальт-терапии. При органичном добавлении  к этому идеоаналитических слов-ориентиров «хочу и не хочу», «нравится и не нравится» мы и получаем идеогештальт.

Итак, идеогештальт именно для психастеника!

Какая у психастеника главная навязчивая невротическая наклонность (тенденциозность)?

А стремление полагаться только на ум и предвидение. И чутья уже никакого.

Опора исключительно на размышления реализуется через основные невротические механизмы интеллектуализации и рационализации. Так и подавляются во многом переживания.

Постоянное стремление предвидеть будущее неизбежно сопровождается тревожной мнительностью, так как будущее всегда неопределённо.

Вражеский мир в сознании

Психастеник! Если ты уже подготовлен триединой техникой образно-чувственного сознавания, описанной кратко выше, то и переходи к идеогештальту с его словами-ориентирами «хочу, не хочу» и «нравится, не нравится».

Молчать во время обострения ощущений тела легче, когда говоришь себе: «хочу молчать» и «мне нравится молчать».

Всегда ли «хочу, не хочу» и «нравится, не нравится» направлены в истинном направлении?

Не всегда, но и в случае ошибок, всегда подспудно рано или поздно выявляется верный путь.

Скажем, психастеник во время идеогештальта говорит себе: «Не хочу бояться, не хочу испытывать страх, мне это не нравится!» И что будет дальше происходить?

Ничего! Это неверное направление! А верное прямо противоположное: « Я хочу переживать всё, что во мне есть, в том числе и страх», «Я хочу меньше думать, а больше переживать», «я не хочу бояться переживаний», «Я не хочу скрываться от своего страха, хочу с ним напрямую встретиться и пережить его», «Я не хочу предвидеть, я просто хочу следовать своим намерениям»! И всё подобное в таком духе!

Психастеник очень рационален, а вот скрытые и заблокированные переживания из детства его совершенно иррациональны, суеверны и оторваны от реальной жизни.

Он от них бежит, так как то, чего не понимает, его всегда пугает.

Психастеник! Скажи себе: «Я не хочу стремиться к пониманию и осмыслению! Я хочу переживать, чувствовать  ярко и подробно всё, что передо мной предстаёт как внутри меня, так и вовне!»

Или примерно что-то в этом роде и, разумеется, во время идеогештальта.

Мягков в фильме "Служебный роман".

Когда и где следует психастенику заниматься идеогештальтом? По желанию и когда захочется, но желательно регулярно и систематически. И обстановка конечно нужна уединённая и сугубо интимная и никого рядом.

Родственникам и домочадцам обязательно нужно подробно объяснить, чем и как вы занимаетесь, не привлекая при этом их в наблюдатели.

Зачем им объяснять? А затем что ваше поведение изменится, станет более естественным и…раздражительным, возможно даже вызывающим. И это точно им нравится, не будет, а может быть и вам тоже. Но, ни в коем случае не бросать! Продолжать!

Нужен ли самоконтроль? Странный вопрос?

Ведь идеогештальт это раскованность, естественность, можно сказать даже распущенность и вседозволенность.

Но живем мы в социуме? И если близкие люди ещё и смогут понять и принять наше поведение, то более отстраненные вряд ли примут. Так что самоконтроль нужен там где обязанности и официальные дела. Например, на работе. Так что и игра в прежнюю роль продолжится. Нужно будет только её видеть эту свою старую игру.

Вот такое противоречие. Но особенность взрослого человека в том и состоит, что он умеет жить внутри любого противоречия.

Но вернёмся непосредственно к психастенику и его идеогештальту.

Психастеник постоянно испытывает мучительное чувство долга? Да!

И кому он  должен? Так родители в детстве уверили его в том, что он самозванец, без спроса и их желания появился и буквально на них взвалился тяжким грузом

А теперь психастеник ощущает, что вообще жизни не нужен, совсем для неё лишний, и вообще ненормальный!

Психастеник! Это всё ложь!

Вспомнить забытое

Во время идеогештальта скажи себе: «Я хочу вспомнить свои детские страдания. Очень хочу! Я хочу пережить их заново. Хочу знать, кто и в чём и как меня упрекал! В лицах и интонациях хочу всё пережить»!

И если хотя бы немного сумеешь вспомнить и пережить, то и уже легче станет.

Жизнь не столь и враждебна как те переживания детства, которые ты заблокировал ещё тогда и по старой памяти продолжаешь это делать. Тогда терпел по необходимости! А сейчас зачем?

Сейчас ты самостоятельный, сильный и взрослый человек. Справишься!

Излечение воспоминанием

Всё что я здесь описываю, в чём-то перекликается с самоанализом К. Хорни. Вот только нет у неё предваряющей самонаблюдение образно-чувственной подготовки и направляющих ориентиров.

А тема идеогештальта необозрима! И для психастеника в том числе!

Продолжение следует!

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Запись опубликована в рубрике гештальт-терапия, Здоровье, Психология, психотерапия с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий