Психастеник. Продолжение. Часть 11- я. Трансактный анализ.

Внутренние родитель, ребёнок и взрослый
Продолжая разговор о психастенике невозможно не затронуть Трансактный анализ.
Предполагалось, что следующая статья о психастенике будет продолжением предыдущей статьи «Психастеник и творчество». И я, конечно, продолжу ту тему. Но сейчас на первый план вышла тема субличностей.

Тема эта глубокая и деликатная и вполне вероятно, что одной статьи будет недостаточно.
Но это будет потом! А сейчас всё те же Взрослый, Родитель и Ребёнок, но в ракурсе именно психастеника!

Конечно, субличностей у человека гораздо больше, но вышеперечисленные составляющие самые значимые и определяющие поведение.

И каковы эти составляющие у психастеника?
Кто у него главный? Взрослый?
К сожалению нет!

Главный у него Родитель! Жестокий тиран, беспощадный критик, который постоянно стыдит и угрожает! Постоянный контроль, постоянная слежка, требования и предупреждения!
И кому это всё адресуется?
Взрослому кажется, что ему.
На самом деле конечно  ребёнку. Тому слабому и беспомощному существу, которому нет ещё и пяти лет.

Родитель поучает ребёнка

И вот этот самый внутренний ребёнок находится почти постоянно в зажатом состоянии. Ему почти ничего не позволяется. А вот угроз и разного рода предупреждений со стороны родителя более чем достаточно.

И психастеник всегда акцентирует своё основное внимание на неприятном, на плохом, на проблемном.
Почему так?

Так родитель внутренний заставляет внутреннего ребёнка именно на этом акцент и делать!

А взрослый никак не может на них повлиять?
Нет! Не может он на них влиять!
Они появились на свет раньше и у них свои «разборки».
И все старания и «умные» попытки взрослого разобраться в тандеме «родитель – ребёнок» тщетны и бесперспективны!

Значит, получается так: родитель с ребёнком влияют на жизнь взрослого, а взрослый на них повлиять не может?
Может только посредством создания своего внутреннего родителя более благосклонного ребёнку, который бы заместил постепенно родителя первоначального!
Замещал старого родителя, но не воевал бы с ним! Ведь война опять будет направлена на ребёнка.

Хорошо! Вам уже наверно наскучило читать эти нудные общие слова?
Тогда перейдём к конкретным вещам!

Вот некая строгая мать маленькой девочки предрасположенной к психастении говорит следующее: «Сапоги носи бережно! Будь осторожна! Новые сапоги я тебе никогда не куплю!»
И бедная девочка буквально трясётся над этими сапогами и плачет над каждой царапиной или пятнышком! Новых сапог не будет, ходить будет не в чем! И это уже будет крах, бессилие, беспомощность.
Потом эта девочка с удивлением и недоумением обнаруживает что, не успев ещё сносить старые сапоги, она получила новые!

Маленькая девочка расстроилась
Всё хорошо закончилось?
Нет. Плохо! Сначала напряжённая бережливость, ожидание краха! Затем недоумение, переживание своего рода обмана!
Вот так в напряжённом ожидании краха, а затем в переживании собственной неправоты психастеника и приучают жить!

Другой пример! Маленький мальчик пришёл домой весь в слезах, играл в хоккей и клюшку сломал!
Обычное дело? Конечно. Клюшки ломаются. Но его никто не успокоил и не пообещал купить новую клюшку. Наоборот ещё и обвинили в том, что неосторожно играл. Пацан и изолентой обкручивал, и клеем клеил, но ничего не вышло! Вспоминает это уже взрослый мужчина и не помнит того купили ли ему потом новую клюшку! Но помнит эту свою невозвратную потерю, в которой сам и был виноват! Так всё ему представил родитель.

Вы скажете, что приведённые примеры слишком мелкие и несущественные?
Я так не считаю!

Хорошо! Приведу пример более серьёзный!

Мужчина – психастеник 38-ми лет вспоминает свою жизнь, начиная с детства!
В возрасте до пяти лет он стал свидетелем сцен, как его мать падала в обмороки с пеной во рту, прикусывала язык, так что была кровь!
Трагедия? Крах всей жизни?
Для ребёнка, с матерью которого такое происходит это и есть крах всей жизни!
Вот так он уже и взрослым став всё равно боялся краха необъяснимого и неизбежного!

Вы не находите что приведённые эти примеры похожи?
Ожидание неизбежной и необъяснимой катастрофы, ужас и бессилие объединяют эти примеры!

И что там дальше у этого мужчины было с матерью?
А там была ещё очень долгая история. Обмороки сменились приступами и судорогой, медленной парализацией. Она прожила ещё долго, до его 18-летия!
Диагноз?
А и не было диагноза! Врачи так и не установили никакого определённого диагноза.
Конечно, они там что-то писали, то доброкачественную опухоль мозга, то какие-то редкие типы эпилепсии.
Невиданная болезнь? Или просто страх перед жизнью на грани с паранойей?

Не мне судить, но этот мужчина-мальчик так в напряжённом неведении и остался!
Не жизнь, а какая- то сплошная тягомотина?

Не только монотонная и тяжкая рутина, но и неоправданный позор, и  незаслуженное осуждение!
Где-то к 15-ти годам у матери его стали постоянными рыдания и причитания, причём очень громкие. Соседи-доброхоты жаловались в школу: доводит, мол, мать постоянно до слёз, издевается! И на комсомольском собрании его разбирали: «Как может отличник, гордость класса быть таким жестоким по отношению к матери?»

С этого времени он и заболел, перерастал спать ночами. Соответственно стал принимать снотворные, транквилизаторы и прочие препараты! И это было конечно не лечение.

Вот так ложь и давление авторитетов и превратили склонность к психастении в ярко выраженную психастению!
Грустно!

Мы в последней статье вспоминали великого писателя-психастеника А.П.Чехого.
И какое у него детство было?
Тяжелое и болезненное!

Детство Чехова
Отец деспот и тиран и к тому же чрезвычайно религиозный держал всю семью в тисках!
Имел бакалейную лавку, которая была ему в тягость, но давала средства к жизни. И все шесть детей семьи обязаны были в этой лавке трудиться!
Гораздо больше отца привлекала церковная служба, к которой он силой привлекал постоянно и детей!
Не случайно у А.П.Чехого сформировалось отвращение к религии.
А это слова Чехого о своём детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать».

Вот так.
А какие конкретно деспотизм и ложь?
Так разные.

Жизнь каждого человека уникальна и конкретна! И психастеника в том числе. Обстоятельства в жизни могут быть самыми разными.
Семейно – родственная устроенность Белинского и Чехова была значительно хуже, чем скажем у Дарвина, Павлова и Станиславского!
Но у них всех детство было с авторитарным, деспотичным, неопределённым и лживым родителем!

И я тут не призываю к борьбе с этим родителем! Так ничего не получится!
Я призываю к формированию нового внутреннего родителя вместо того деспота и лжеца, который достался в наследство!
И об этом мы поговорим в следующей статье!

Психастеники! Если вы читаете эту статью, то, может быть, расскажите о своём детстве? Здесь, в комментариях!

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Запись опубликована в рубрике Берн, гештальт-терапия, Здоровье, Психология, психотерапия с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

8 комментариев: Психастеник. Продолжение. Часть 11- я. Трансактный анализ.

  1. Женя говорит:

    Всякое разное было в детстве. Запомнилось, что в школе родители (особенно мать) часто ругали за оценки 4, или тем более 3. Нужно было только 5.
    И я боялся расстроить мать, получив не 5-ку.
    Сейчас мне 28 и понимаю насколько все эти оценки (и оценщики) относительны.

    Также очень запомнилась (опять же с матерью) система отношений типа «сделал что-то — молодец, а если нет -то плохой». Например, помыл полы в субботу — ооо молодец, хороший мальчик, не помыл — всё, плохой, совести у тебя нет. (Аналогично сварил суп или не сварил, сделал уроки или не сделал).

    Также отец и мать постоянно ссорились по мелочам. Постоянно. И это сильно угнетало. Тогда, в дестве, я это связывал, с тем, что живем бедно и в этом кроется разгадка ссор. Сейчас не думаю, что в этом была основная причина.

  2. Виктор говорит:

    Получается так, что психастеник это человек с катастрофическим мировоззрением!
    И смотрит он на действительность через призму детских панических страхов.
    Почему же тогда его называют реалистом?

  3. Ровена говорит:

    Да в детстве всякое было. Меня за оценки не ругали, но часто обвиняли в том, что я была причиной ссор между родителями. Так и до сих пор живешь с комплексом вины, уже привычным.
    Вообще к детям-психастеникам нужно относиться очень бережно. Я была очень послушным ребенком, но по поводу всех немногочисленных замечаний, которые взрослые сделали мне в детстве, очень сильно и очень долго переживала. А другой ребенок забыл бы на следующий день.
    Андрей, спасибо за статью. Прямо в точку. Но очень хочется продолжения!

  4. Ровена говорит:

    Еще вспомнила самый страшный ужас своего детства. Где моя мама только вычитала такую рекомендацию, у какого горе-психолога? Когда показывали, например, детский фильм, она обязательно говорила про главного героя: «Смотри, какой хороший мальчик/девочка. Он-то не будет грубить (баловаться, лениться и т.д.)» Так и выросла я с твердым сознанием, что я хуже других. Что с этим делать, Андрей, подскажите?

  5. Андрей говорит:

    Спасибо друзья за ваши комментарии!
    Когда тебя читают то и пишется охотно!

    Женя! Ссоры по мелочам? А вы, небось, голову ломали и искали тщательно потаённые причины?
    Вмешаться не могли, но принять тоже было тяжело. И убегали в мысли и представления?
    Вот бы жизнь другую, а эту бы и не видеть?
    А сейчас в полном и непосредственном контакте с жизнью или как бы в стороне от неё?

    Виктор! Я психастеника никогда реалистом не называл!
    Психастеник очень противоречивый человек! С одной стороны он хорошо изучил жизнь и себя!
    Но с другой стороны постоянно пытается выдумать то, чего и нет! Но жизнь не придумаешь. Это уму неподвластно!
    Он одновременно и реалист, и фантазёр! И это очень тяжело!
    Фантазирует ребёнок. Реалист и мыслитель взрослый! А издевается и в скуку занудную и угрозы загоняет ребёнка родитель.
    Нужен новый родитель? Как?
    Постараюсь в следующей статье что-нибудь предложить!

    Ровена!
    Психастеник очень боится осуждения! Впрочем, почти все невротики этого боятся.
    Но психастеник при этом ещё и голову себе ломает и всё ищет и ищет ответы на вопросы: в какой мере он соответствует этой жизни, а в чём он ошибся, в чём прав, как было, и как будет!
    Дело в том, что его часто в детстве обвиняли и стыдили совершенно незаслуженно!
    И теперь он даже в любом своём правом деле сомневается.

    Самооценка низкая?
    По этой моей статье получается, что самооценка это отношение внутреннего родителя к внутреннему ребенку. Будем постепенно менять этого внутреннего родителя!
    Об этом в следующей статье!

  6. Женя говорит:

    Андрей, спасибо за ответный комментарий!

    «Женя! Ссоры по мелочам? А вы, небось, голову ломали и искали тщательно потаённые причины?
    Вмешаться не могли, но принять тоже было тяжело. И убегали в мысли и представления?
    Вот бы жизнь другую, а эту бы и не видеть?»
    — да, где-то так. Искал причины почему всё так происходит. В какой-то мере искал их в себе.
    А также в силу невозможности мыслить хоть немного критически и в силу авторитета родителей, я считал что так и должно быть, так правильно, это не у них проблемы, а у меня.

    «А сейчас в полном и непосредственном контакте с жизнью или как бы в стороне от неё?»
    — как бы в стороне. С людьми практически не общаюсь, не люблю (а возможно, просто без таких контактов спокойнее). Круг друзей очень узкий -1-2 человека. Что касается работы: то всегда ненавидел в ней моменты связанные с общением с людьми. Идеальная работа: работа один на один с компьютером (или с лопатой, или с бетономешалкой, а по существу, один на один с собой).

    А вообще, спасибо Вам. Интересные статьи! Всё-таки гораздо проще жить, когда хоть немного понимаешь себя. И в чем твои слабые и сильные стороны.

  7. Tatiana говорит:

    Из подросткового периода помню,что уже тогда были трудности общения со сверстниками и с людьми вообще. В семье «верховодила» бабушка-деспот,мать отца, постоянно внушая мне,что я хуже всех. Отец не любил и признался(за что я ему благодарна), что я появилась на свет «случайно», просто мама не успела сделать аборт.И вообще, родилась «не того пола», какого надо было. Поэтому не достойна его любви и внимания. Да,жестоко, но зато честно.20 лет спустя спросил меня, люблю ли его я, а я даже не могла ответить, испытываю ли я какие-то эмоции по отношению к отцу.Я уверенна, что отец тоже был психастеником и не умел выражать эмоции, т.к. был сам подавляем всю жизнь своей матерью. Да, психастения-это наследственный груз, я не хочу, чтобы это передалось моим детям.

  8. Андрей говорит:

    Да Татьяна! Вы описали проблему на своём примере очень убедительно!
    Наследственность? Я бы назвал это родительской интроекцией, интроектами.
    И вот как от этой интроекции освобождаться я и хочу попытаться поговорить в следующих статьях.

Добавить комментарий