Противоречия общества и противоречия невротика по К. Хорни

Хорни о культуре и неврозе

У К. Хорни речь идёт скорее о противоречиях культуры как причинах противоречий у невротика, но я как-то склонен употреблять именно термин «общество».

Какие противоречия в обществе для человека? Речь не идёт о противоречиях геополитических и межгосударственных. Речь о том к чему общество человека призывает, какие ему даёт предписания и указания! И это типа: «надо и должно» и наоборот!

Невротик и общество

А предписания и указания самые противоречивые!

Какие противоречия выделяет именно К. Хорни?

  1. Противоречие между успехом и соперничеством с одной стороны, и добротой и человечностью с другой.

Между людьми в обществе постоянное соперничество и конкуренция! Чтобы добиться личного успеха нужно обязательно кого-то обойти и тем самым лишить его успеха.

А как же честность, совесть, дружелюбие и всё то, к чему мораль в обществе неизменно призывает?

Честная конкуренция и невроз

«Нормальный» человек умеет находиться в этом противоречии более или менее комфортно, во всяком случае, без заметного вреда для собственной личности.

 

А вот невротик между этими противоположностями застревает! Он преломляет любое противоречие через призму своих тяжёлых детских переживаний и в результате чувствует всё в обострённо-болезненной форме.

Это же касается и второго противоречия, на которое указывает Хорни: 2. Стимуляция потребностей и препятствия на пути их удовлетворения.

Потребности и ограниченные возможности

Достаточно указать на всевозможную рекламу, чтобы понять о какой стимуляции идёт речь.

В настоящее время в России, например, огромная масса людей, поддавшись этой стимуляции, попала в долги по кредитам.

А ведь для невротика иметь долги особенно тяжело!

И наконец, Хорни выделяет третье противоречие: 3. Противоречие  между провозглашаемой повсеместно свободой и  неизбежными реальными ограничениями.

Объективные ограничения

Семейно-родственная устроенность у людей может быть очень разной.

Не только родителей не выбирают, но очень часто и место работы, и уровень образования, и друзей. И тогда какой же человек хозяин своей судьбы?

То, что я перечисляю с подачи К. Хорни общеизвестные противоречия, которые, безусловно, касаются всех людей. И невротик от «нормального» человека отличается только количеством негативных переживаний в связи с этими противоречиями.

И в конце этой последней главы своей работы «Невротическая личность нашего времени» К. Хорни  очень верно называет невротика «…пасынком нашей культуры»!

Вот так: по сути, был пасынком у своих родителей в детстве, а сейчас пасынок культуры и общества?

Тяжёлое детство

Но убеждение невротика в том, что он круглая сирота ошибочно! Вот только память детства тяжёлого эту ошибку исправить не позволяет!

Жить нужно уже сейчас начинать по взрослому, а не продолжать по детской памяти!

Ведь суть взрослого и состоит в умении жить в противоречиях!

Невротику не нужно обострять противоречия, а наоборот нужно стараться их сглаживать!

Говори  себе невротик слова типа: «Не хочу обострять это противоречие, хочу легко к нему относиться», «Не я придумал этот абсурд и поэтому не хочу в нём разбираться лишний раз», «Не хочу себя в этом обвинять, так как в этом виноваты другие» и подобное.

И это уже идеогештальт!

Начав с К. Хорни, я вновь эгоистически перехожу к собственным разработкам!

И это нормально!

А о работах Хорни  обязательно продолжу писать!

Продолжение следует!

Запись опубликована в рубрике гештальт-терапия, Здоровье, Психология, психотерапия с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий