Как стать рефери? Часть вторая.

Как стать рефери

 

 

Так как же стать рефери? Рефери для самого себя?
Такой фигурой, которая разрешала бы все внутренние конфликты и противоречия.

А между кем? Да всё теми же внутренними ребёнком и родителем.

А рефери он ведь не чью сторону не занимает? Он судит объективно. Ему главное паритет и равноправие соблюсти.

Но если Вы помните: в прошлой статье я задал вопрос об отождествлении с этими ролями себя.
Так отождествляем?
Конечно.
А как?
В равной мере? И с родителем, и с ребёнком?

Да в том то и дело, что нет. Не в равной. Мы отождествляем себя в основном только с одной из ролей. И роль эта может быть разной.
А поскольку нет равенства, то и борьба поощряется.

Итак, родитель и ребёнок. Кто главный?

А это у кого как.
У кого-то один, а у кого-то другой.

И так как я давно неврозами занимаюсь, то и подметил одно интересное дополнение к этим неврозам.

Рассмотрим эту общепринятую троицу неврозов? Неврастения, психастения и истерия?
Как всегда извинимся, что это разделение грубое и условное!

У психастеника кто главный?
Так, безусловно, родитель! Причём очень строгий и жестокий. Авторитарный, нудный морализатор и демагог, который возражений ребёнка не принимает изначально. Какое ему дело до его жалких эмоций?
Он главный и всё.
А ребёнок? А тот забит и затюкан!

Дальше истерик. Тут всё наоборот: своевольный ребёнок и совершенно неумелый и вялый родитель.
Вы замечали то, что истеричными вырастают те дети, которых слишком баловали родители?
«Баловали» означает то, что много позволяли, но почти ничего не требовали.

Неврастеник. У этого казалось бы паритет и равновесие.
Но это только видимость.

Родитель у него хитрый и изощрённый манипулятор, который впрочем, и сам не ведает что творит.
Он, казалось бы, и не порицает, не критикует, но стимулирует всё равно на «должно» и «хорошо»!
А получается опять борьба: родитель усердно настраивает ребёнка на безумную гонку за успехом и вообще всем тем, что нужно, должно, хорошо.

Вот такие вот они основные неврозы с точки зрения взаимоотношений родителя и ребёнка.
Во всяком случае, я так вижу и понимаю.

Родители и ребёнок

И совсем необязательно чтобы эта схема на всех людей распространялась.

Я, например, немало людей встречал, которые, не будучи истероидами представляли собой типичный пример разнузданного ребёнка и вялого родителя!

А как же так? Не превратились с таким воспитанием в истериков?

Нет. Не превратились!

У них не было для этого внутренних оснований и задатков.

Истерик всегда тот, у кого преобладает резко образно-чувственная сфера!
Эту сферу ещё первой сигнальной называют.
А если у этой первой сигнальной системы более или мене равновесие со второй, абстрактно-логической, то и нет откровенного истерика.

А есть кто?
Да как угодно его и называйте. Безответственный, безалаберный, лёгкий, ветреный, «пофигист», эгоист? Как ещё?

Хорошо! Неврозы неврозами, но остальные, «нормальные» люди, почему испытывают трудности с этими своими внутренними ролями родителя и ребёнка?

А потому что отождествляют себя взрослого с одной из этих ролей!

Внутренний конфликт

Как обнаружить это отождествление и как вообще эти роли разглядеть?
Ниже я привожу упражнение, которое поможет разглядеть наш внутренний бокс, а самому стать рефери!
Упражнение

Нужно принять удобную позу и закрыть глаза.
Вообразите себе, что напротив Вас сидите Вы сами и смотрите на себя.
Например, представьте собственное отражение в зеркале.
Отметьте все возможные детали, позу, выражение лица, взгляд!

А теперь покритикуйте себя (свой воображаемый образ) так, словно вы обращаетесь к совершенно чужому, постороннему человеку. Сначала молча, а затем и вслух. Если есть возможность, то говорите громко.
Каждую фразу начинайте со слов «Ты должен» или «Ты не должен»!
Высказывайте первые пришедшие на ум требования или порицания, какими бы нелепыми они не были.
Прислушайтесь к своему голосу. Какие интонации улавливаете? Какие при этом возникают ощущения в теле?

А теперь с этим критикуемым образом поменяйтесь местами.
Теперь вы в роли как бы ответчика, того, кто отвечает на критику!
Что вы отвечаете на эти требования и обвинения? Какой у вас при этом голос? Что вы чувствуете, что ощущаете в теле?

Затем опять поменяйтесь ролями и превратитесь в критика. А затем опять в критикуемого.
Сознавайте при этом все детали: слова, интонации, ощущения в теле.
Отметьте, как они отличаются в каждой из этих ролей.
Есть ли контакт между этими ролями? Понимают ли они друг друга? Может быть, только говорят, но не слышат друг друга?

Упражнение это может показаться слишком неконкретным и беспредметным.
Но я ведь не знаю ваши конкретные переживания и ощущения.
Попробуйте и пробуйте не раз. Повторяйте и повторяйте.
Постепенно эти внутренние наши роли будут обретать всё более и более зримые и отчётливые формы! И вы увидите, наконец, что же на самом деле внутри вас происходит!

Разговор серьёзный и требует продолжения.
Продолжение следует!

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Запись опубликована в рубрике гештальт-терапия, Здоровье, невроз, Психология, психотерапия с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

6 комментариев: Как стать рефери? Часть вторая.

  1. Сергей говорит:

    Интересен этот Ваш анализ неврозов с точки зрения отношений Родителя и Ребёнка!
    Психастеник потому и робкий и нерешительный, а истерик требовательный показушник?
    И природная предрасположенность ещё сказывается и накладывается.

  2. Тина Гай говорит:

    Очень интересно! И упражнение очень кстати. Не пробовала, но обязательно попробую. Я до сих пор так и не поняла, кто я — психастеник (больше склоняюсь к этому типу) или истерик. Дело в том, что моя многолетняя преподавательская деятельность сформировала во мне родителя (учителя, преподавателя). Меня это раздражает, удивляет, но часто срабатывает стереотип: начинаю надстраиваться сверху. Но считаю, что это «наведенная» профессией роль. А вот ребенок, которого в себе люблю, оказывается забитым, я его часто жалею, но мой внутренний родитель его подавляет. По этой характеристике — я психастеник, потому что «кто главный?
    Так, безусловно, родитель! Причём очень строгий и жестокий. Авторитарный, нудный морализатор и демагог, который возражений ребёнка не принимает изначально. Какое ему дело до его жалких эмоций?
    Он главный и всё.
    А ребёнок? А тот забит и затюкан!» Так меня в детстве тюкали, начиная с семьи и кончая школой, вузом, работой. А вот как соблюсти баланс между родителем и ребенком, для меня сложнорешаемый вопрос.

    • Андрей говорит:

      Какой же Вы Тина истероид?
      От того, что хотите, чтобы люди Вас положительно оценивали?
      Так этого все хотят! И психастеники не меньше чем кто-либо.
      А психастеник примет незаслуженную похвалу? Нет?
      Ему только заслуженные награды нужны?
      Скрупулёзный он, дотошный и пунктуальный?
      Только то в чём уверен и что сам продумал, то и принимает?
      Ему уверенным быть нужно, быть в чём-то?
      Так вот: истероиду-истерику этого не нужно!
      Ему эмоции и переживания подавай, и плевать он хотел на истину и любой логический расклад!
      Противоположный это тип.
      Но психастеник, похоже, настолько мнителен, что и готов себя со своей противоположностью сравнивать.
      И кстати не только Вы. Я уже не раз слышал о том, что психастеник спрашивает: не истерик ли он?
      Вот так. Ему сначала понять нужно что-либо и потом только почувствовать.

      И ещё! Типом невроза не исчерпывается человек!

      Фаина Раневская истероид. А. П. Чехов психастеник!
      Мы разве не любим, не ценим и не восхищаемся ими?

      Вот и я Вас очень уважаю и ценю!

  3. Валентина Кирс говорит:

    Ох, не быстро получается поменять роль критика на критикуемого!

    • Андрей говорит:

      Это точно Валентина! Не быстро и непросто!
      И так наверняка потому, что с одной из ролей мы себя полностью отождествляем, а другую нечаянно игнорируем.
      И даже если мы понимаем, с какой ролью и как обходимся, то и этого мало.
      Нужно чувствовать и сознавать это, а не только понимать.
      Практика немудреная, но на деле непростая и кропотливая.
      И она стоит того, что бы уделять ей внимание.
      Неужели минут 15-ть в день нам трудно найти?

  4. Юлия говорит:

    Ничего себе! И не подозревала, что существует три типа неврозов. Особенно интересен тот факт, что Вы решили рассмотреть их на примере отношений родитель-ребенок. На вашем сайте всегда нахожу темы для раздумий и анализа своего внутреннего мира. По традиции — твит статье!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *